Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком. © Оноре Бальзак в раздел...
Данный семинар будет посвящён рассмотрению конкретных примеров сопряжения систем документооборота, делопроизводства и других прикладных систем, функционирующих в организациях различного типа, создавших и внедривших у себя ЭА. В качестве примеров будут рассмотрены:
В зависимости от специфики каждой конкретной организации (предприятия) ЭА в них могут строиться, внедряться и использоваться совершенно по-разному. ЭА регистрирующей организации и ЭА многопрофильной инвестиционной компании - достаточно типовые примеры соответственно для государственного и коммерческого секторов.
В качестве примера такой организации, специфика которой предъявляет особые требования как к созданию ЭА, так и к его использованию, будет рассмотрен крупный медицинский научно-лечебный центр (далее МЦ). В таком МЦ достаточно причудливо сочетаются сразу многие черты, присущие организациям, о которых говорилось в упомянутой выше лекции.
В качестве примера государственной организации будет рассмотрен Государственный регистрирующий комитет по недвижимости (Комитет).
Государственный регистрирующий комитет по недвижимости (Комитет) работает с юридическими и физическими лицами. Структура Комитета имеет ярко выраженный распределённый характер (несколько офисов, более 20 приемных, есть дочерняя организация). В приёмных Комитета производится приём соответствующих документов, необходимых для подтверждения прав на недвижимое имущество и прав на совершение сделок с ним.
Помимо этого, Комитет имеет сеть архивных хранилищ, где хранятся документы, собранные в бумажные дела. На сегодняшний день насчитывается 5 таких хранилищ.
В этих хранилищах складируются документы различного типа (аресты, домовладения, залоги и др.).
Всего в течение одного месяца в различные приёмные Комитета в среднем приходит примерно 34 тысячи дел, или около 1 млн. листов бумажных документов.
Помимо ежедневных поступлений в настоящее время в хранилищах Комитета содержится около 3 000 000 единиц хранения (регистрационные документы по жилым, не жилым помещениям и земельным участкам). Все документы хранятся на бумажных носителях. Таким образом, набирается ещё примерно 100 млн. листов бумажных документов.
Ежедневно около 600 дел запрашиваются в различных подразделениях Комитета для оперативной работы. Столь значительный объем бумажных документов не позволяет с необходимой скоростью реагировать на запросы по объектам и оперативно делать подборки правоустанавливающих документов на эти объекты. В результате поиск необходимых документов занимает значительное время, а себестоимость их хранения и поиска - очень высока.
Собранные вместе оригиналы бумажных документов по любому объекту объединяются в дела. Прежде, чем поступить в работу, каждое дело специально проверяется на полноту представленных документов и регистрируется.
Сотрудники Комитета работают именно с такими, зарегистрированными делами. По ходу работы в зависимости от типа объектов используются прикладные системы "Квартира-М", "Недвижимость" и "Новая недвижимость", а также система АСХ ЕГРП на базе системы документооборота Documentum 4i.
Работая с любой из этих прикладных систем, сотрудники аппарата Комитета вручную заносят данные с оригиналов бумажных документов дела в БД соответствующей системы.
Хранение бумажных документов в месте, где они должны быть постоянно легкодоступны, не позволяет создать условия для долговременного хранения. Многие документы находятся в ветхом, трудно читаемом состоянии, и ситуация ежегодно ухудшается. Особенно это относится к документам с низким качеством печати, выполненным на кальке или с использованием копировальной бумаги. Решением этих и других сопутствующих проблем стало создание системы Электронного Архива (ЭА).
В связи с создание ЭА организационные процессы Комитета претерпели значительные изменения.
В раздаточном материале в качестве дополнительной информации приведена схема аппаратно-программного комплекса ЭА Комитета.
В данном примере рассматривается коммерческая компания, занимающаяся инвестициями и ведущая свою деятельность в различных сферах бизнеса. В ходе этой деятельности менеджерам компании постоянно приходится иметь дело с множеством различных юридических документов. Эти документы поступают в компанию извне.
Номенклатура входного потока документов достаточно стабильная. В месяц в компанию поступает примерно от 50 до 100 дел, содержащих до 50 тысяч листов. Помимо бумажных оригиналов, в компанию поступают также документы в электронном виде (по электронной почте или на внешних носителях - дискеты, CD-диски).
Кроме поступлений извне, в ходе коммерческой деятельности компании внутри неё ежемесячно создается от 20 до 50 собственных дел. Суммарный их объём может достигать 20 тысяч листов. Все дела возникают и существуют в электронном виде, но часть их распечатывается, т.е. переводится в бумажный вид (твёрдую копию) и снабжается подписями и печатями, т.е. оформляются, как юридические документы.
В компании функционирует система документооборота, реализованная на базе пакета Documentum 4i. Вся оперативная работа с документами в компании ведётся с помощью системы документооборота. Однако для предъявления в официальные инстанции существует традиционный архив оригиналов официальных бумажных документов (документы с визами, подписями и печатями, нотариально заверенные документы и т.д.). Обращение к этому архиву и изъятие документов из него происходит только в особых случаях, а сам факт получения на руки оригинала официального бумажного документа конкретным физическим лицом - сотрудником компании - тщательно фиксируется.
Для того, чтобы информация, содержащаяся в официальных бумажных документах, могла быть доступна для работы сразу многим пользователям, в компании был создан ЦОД - Центр Обработки Документов. Там происходит сканирование оригиналов бумажных документов, т.е. получение их электронных графических образов, и индексация, т.е. снабжение этих образов служебной информацией, которая позволяет поместить их в систему документооборота компании и далее участвовать в бизнес-процессах на общих основаниях.
Система Documentum 4i обладает собственным архивом. Для того, чтобы наполнить его электронными документами, был создан ЦОД.
Технологический цикл работы с документами по конкретному объекту в компании построен следующим образом:
1. При открытии очередного проекта компания начинает сбор информации (документов), имеющих отношение к данному проекту.
2. В компанию поступают различные документы, большинство из них - оригиналы бумажных документов.
3. Все эти документы регистрируются, и сведения о них заносятся в Информационно-Поисковую Систему (ИПС) компании. Так формируется подборка документов по определённому проекту, так называемое, "дело проекта".
4. Оригиналы бумажных документов поступают в ЦОД, где сканируются и индексируются, т.е. превращаются в полноценные электронные документы.
5. Полученные электронные документы полноценно участвуют в бизнес-процессах компании и проходят все необходимые стадии (рассмотрение, согласование, утверждения и т.д. и т.п.), пока длится проект, к которому они относятся.
6. После завершения проекта (или его определённой стадии) документы, в зависимости от их вида, помещаются на хранение в соответствующий архив - бумажный или электронный. Бумажное дело проекта (т.е. подборка бумажных документов) по объёму всегда меньше своего электронного аналога.
7. При помещении дела проекта в бумажный архив, в зависимости от специфики проекта, может задаваться определённое время хранения оригиналов бумажных документов, по прошествии которого документы могут утилизироваться. Варианты сроков хранения: 3, 5, 10 лет, "до замены".
8. Электронное дело проекта храниться в ЭА вечно. При необходимости получения информации о завершённых проектах, менеджеры компании пользуются только ЭА.
Одной из особенностей работы крупных научно-лечебных Медицинских Центров является большое разнообразие циркулирующих там документов. Для иллюстрации этого положения проведём некую укрупнённую классификацию этих документов.
Бумажные документы, имеющиеся в крупных научных и лечебных медицинских центрах (МЦ), можно классифицировать следующим образом.
Как видно из приведённого выше и далеко не полного списка, документы, имеющиеся в любом крупном научном и/или лечебном медицинском центре (МЦ), организации или учреждении, являются весьма разнородными, как по своему назначению, по виду и форме, так и по содержащейся в них информации.
Так, например, это может быть чистый текст или текст, снабжённый таблицами, диаграммами и графиками (диссертации или монографии). Или же, напротив, это могут быть графические материалы (картинки и схемы), требующие для своего перевода в электронный вид и дальнейшей обработки применения специальных приёмов уже на этапе сканирования (повышенное разрешение, сохранение цвета, сканирование рентгеновских снимков и т.п.).
Всё это требует создания в составе МЦ специальной службы - Центра Обработки Документов (ЦОД), в компетенцию которого должно входить решение целого ряда вопросов, не свойственных профильной деятельности МЦ, но без которого невозможно выполнение данным учреждением своих профессиональных функций.
Задача создания системы ЭА в МЦ - автоматизировать работу сотрудников медицинских учреждений со всем многообразием бумажных документов, освободить от долговременных поисков нужной справки и от монотонной работы по вводу ("набивке") данных в информационную компьютерную систему.
Отдельное место среди информации, имеющейся во многих медицинских центрах, занимают результаты исследований, полученные с применением современной медицинской техники. Так, например, компьютерные снимки, получаемые текущим поколением компьютерных томографов, занимают не один десяток мегабайт каждый, а таких снимков при каждом исследовании делают более десятка. Помимо этого, в Медицинских Центрах существуют:
Ещё одной особенностью МЦ является то обстоятельство, что в ходе своей лечебной и научной деятельности они сами вырабатывают большое количество информации, которая должна немедленно становиться частью ЭА и столь же незамедлительно быть доступна всем заинтересованным в ней пользователям.
Надёжное хранение таких объёмов ценной электронной информации, перечисленной выше, само по себе является серьёзной проблемой. Кроме того, не менее важным является её быстрый поиск и оперативное предоставление в удобном и понятном для специалиста виде.
Нередки случаи, когда работникам медицинских учреждений приходится одновременно работать как с бумажными, так и с электронными документами. Например, типичная ситуация, когда, изучив на экране монитора полученное в электронном виде изображение исследуемого органа или сняв с прибора показания проведённого обследования, врач затем берёт медицинскую карту и вручную производит описание полученных результатов.
ЭА позволяет осуществлять надёжное хранение больших объёмов ценной электронной информации, обеспечивает быстрый поиск и предоставление данных в удобном и понятном для специалиста виде. Делается это всё на основе решения следующих задач:
Медицинские Центры обладают большими объёмами разнообразной и разнородной информации. Каждое функциональное подразделение медицинского центра само является и потребителем и поставщиком такой информации.
Сферы деятельности различных подразделений могут весьма сильно отличаться друг от друга. Для поддержания их работы часто используются различные прикладные системы. Такая мозаичность структуры организации накладывает отпечаток и на структуру документов и информации, сосредоточенной в электронном архиве. Так, документы, относящиеся к научной библиотеке медицинского центра, разительно отличаются от документов, с которыми имеет дело, например, регистратура или бухгалтерия. Вообще реальный состав и количество подразделений зависят от структуры конкретного медицинского учреждения. Но в целом, общая тенденция к разнородности остаётся неизменной.
Концепция создания ЭА предусматривает объединение всех этих разнородных ресурсов в единое информационное поле так, чтобы информация разных подразделений была доступна всем, кто в ней нуждается. Специфическими чертами ЭА в МЦ являются следующие:
Как правило, современные МЦ оснащены системами документооборота, с помощью которых ведутся, например, истории болезни больных, проходящих лечение в данном учреждении.
Между системой документооборота и системой ЭА обязательно должна существовать информационная связь. Это означает, что данные, циркулирующие в системе документооборота, должны затем попадать в ЭА и, в случае необходимости, должны быть также быстро и просто найдены, а затем извлечены для дальнейшей работы (например, при повторном обращении больного в МЦ).
С другой стороны, информация, поступающая в МЦ на традиционных бумажных носителях, должна быть преобразована в электронный вид и помещена в ЭА, чтобы затем дать возможность использовать её в системе документооборота.
Процесс создания и внедрения ЭА в МЦ так же, как и в организациях, принадлежащих к федеральным структурам, происходит "на ходу" в условиях жесткого недостатка времени и требует значительных капиталовложений. Вместе с тем, многие МЦ одновременно ведут и коммерческую деятельность. Всё это роднит Медицинские Центры с коммерческими структурами и здесь тоже можно найти некоторую общность подходов в организации бизнес-процессов МЦ, связанных, например, с организацией хранения и доступа к финансовой и бухгалтерской документации.
То, что крупный МЦ одновременно является не только лечебным, но и научным учреждением, роднит эту организацию с некоммерческими структурами, вроде крупных федеральных архивов и/или библиотек.
Вы можете копировать контент, представленный на этой странице, повторно публиковать его, вносить изменения, изменять оформление (и пр.), при условии размещения в любом месте скопированной страницы любого цвета, размера и стиля шрифта индексируемой ссылки вида:
Контент (прохождение, статья, и т.д.) предоставлен сайтом Территория Дмитрия Новоженова
Сайт "Территория Дмитрия Новоженова" © 2024 год. Программирование на ASP.NET, написание программ на C#, самописные утилиты. Разборки с компьютерами, сетевым оборудованием и другим железом. Коллекции изображений, библиотеки иконок, которые можно скачать и сохранить локально, рисунков и других картинок. Личный фотоальбом, ссылки на фотогаллереи на других сайтах и другие ресурсы посвященные фотографии. Каталог игр на PlayStation 2, тактика прохождения игр, обзоры игр на PlayStation 2. Тематические сборники статей, новости сайта.